«Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса, да отсохнет его карбюратор во веки веков…» — эти слова одного из героев любимого фильма вспоминаются многим автолюбителям после безуспешных попыток запустить движок. Видно, что водитель санитарной машины знал диагноз болезни своего «выродка из славной семьи двигателей внутреннего сгорания».
Современные автомобили, конечно, более надежны в эксплуатации, но все-таки неплохо иметь некоторые представления о том — почему не заводится двигатель.
- Не крутит стартер: причины
- ЭДС
- Питание стартера
- Система питания
- Коленвал прокручивается, но двигатель не запускается
- Почему не заводится машина
- Сезонные трудности запуска
- Диагностика аккумулятора
- Как узнать: поступает ли топливо
- Проблема запуска инжектора, диагностика и нахождение неисправности
- Проверяем подачу воздуха
- В поисках искры
- Неисправности и способы их решения
- Проблемы с топливом
- Перебои в работе аккумулятора
- Проблемы с электрикой
- Вместо заключения
- Проверка компрессии
Не крутит стартер: причины
При повороте ключа раздается слабый щелчок (пусковое реле), стартер не включается:
- пригорание контактов в замке зажигания (характерная болезнь ВАЗ-2105);
- окисление клемм аккумулятора;
- разряд аккумуляторной батареи (АКБ).
Для устранения неисправности нужно почистить контакты или зарядить батарею с помощью зарядного устройства.
Читайте также: Как отремонтировать или полностью заменить печку ВАЗ-2107
Срабатывает тяговое (силовое) реле стартера, но вращаться стартер не может:
- заклинило втягивающий якорь вследствие износа направляющих втулок;
- поломка зубьев бендикса, из-за чего нет зацепления с зубчатым венцом маховика;
- сгорела обмотка статора.
Стартер снимают, диагностируют, при невозможности ремонта заменяют новым.
ЭДС
Электродвижущей силой, питающей стартер, в нашем случае является аккумулятор. Недостаточный уровень зарядки, характеризующийся падением напряжения на выходных клеммах, не позволит стартеру развить достаточное усилие для запуска мотора. Причин, связывающих аккумулятор и отсутствие запуска мотора, может быть несколько:
- окисление контактов. Очистить окислы можно с помощью наждачной бумаги. Также стоит проверять все важные соединения цепи: «масса», идущая на двигатель, контакты стартера;
- саморазряд. Аккумулятор может разрядиться вследствие повышенной утечки тока. Если утечка небольшая, то отразиться на запуске это может только в период сильных морозов. Обязательно перед зимой проверьте утечку тока на своем авто;
- естественный износ, вследствие чего аккумулятор больше не может обеспечить хороший пусковой ток. Следует проверить емкость электролита, а также напряжение в каждом отделении АКБ.
Как понять, что не заводится авто из-за аккумулятора:
- стартер издает лишь щелки либо и вовсе не откликается на поворот ключа;
- стартер медленно вращает ДВС. Если мотор не запустился сразу, остановите попытки;
- после поворота ключа на панели приборов не загораются лампочки. Можете включить фары головного света. Если они светят очень тускло – аккумулятор гарантированно севший.
Питание стартера
Если поворот ключа не вызывает никаких реакций, проблема может скрываться и в самом пусковом устройстве. Это может быть износ щеток, окисление или обрыв контактов, замыкание, чрезмерный износ втулок либо неисправность втягивающего реле.
Если после поворота ключа к стартеру не приходит питание, проблема может быть в самой личинке зажигания либо контактной группе. Редкий случай, когда питание «отрубает» штатный иммобилайзер либо сигнализация. В некоторых авто может быть секретный алгоритм отключения иммобилайзера. В ином случае вам лучше обратиться к электрику.
Система питания
Поиск ответ на вопрос, почему не заводится машина, начнем с системы подачи топлива. Неисправности, которые характерны как для инжекторного, так и для карбюраторного автомобиля:
- перегорание предохранителей (к примеру, бензонасоса);
- банальное отсутствие бензина. Если по стечению обстоятельств датчик уровня бензина врет, а сигнальная лампочка критичного объема топлива в баке неисправна, автомобиль не сдвинется с места. Учтите, что бензин могли попросту слить за ночь;
- засорение сеточки в топливном баке, препятствующей попаданию мусора к топливопроводу, забитый фильтр тонкой очистки;
- неисправность топливного насоса. На инжекторных моторах он включается при повороте ключа в 3-е положение (On), при этом можно услышать характерное жужжание;
- засорение фильтрующего элемента, что создает барьер поступлению топлива.
Лучший способ проверить, поступает ли топливо – это снять топливопроводный шланг.
Коленвал прокручивается, но двигатель не запускается
Стартер крутится, но двигатель не может завестись. Основные ситуации:
- двигатель не заводится при обычной температуре;
- зимний запуск;
- запуск двигателя — «на горячую».
В таблице приведены возможные причины.
НеисправностьТип двигателя внутреннего сгорания (ДВС)КарбюраторИнжекторДизельНеисправность бензонасоса++Неисправность топливного насоса высокого давления (ТНВД)+Низкий уровень топлива в поплавковой камере+Недостаточное давление в топливной рампе+Засорились форсунки++Засорился воздушный фильтр+++Утечка тока с высоковольтных катушек или проводов++Не работают свечи зажигания++Блокировка запуска иммобилайзером при неисправности электронного блока управления (ЭБУ)++Недостаточная компрессия в цилиндрах двигателя+++
Все отказы можно объединить в 5 групп:
Читайте также: Рекомендации по тому, как правильно хранить аккумулятор автомобиля
- отсутствие или нехватка топлива;
- воздушное голодание;
- пропала искра;
- низкая компрессия;
- сбой управления.
Почему не заводится машина
Уаз плохо заводится на горячую причины
В жизни случается всякое. То, что плохо заводится машина – не редкость, как и то, что она вообще может не завестись. Чтобы выявить причины, нужно проверить все факторы, так или иначе влияющие на завод мотора.
Не заводится машина — причины
1. Аккумулятор
Понять, что причина в аккумуляторе, может помочь стартер. Если, повернув ключ в зажигании, стартер не подает признаков жизни или работает, словно умирающий лебедь, то на 90% виноват в этом разряженный аккумулятор. Чтобы убедиться в этом на 100%, включите приборную панель, если не горит, то точно аккумулятор.
Бывает и так, что АКБ не до конца разряжена, а остатки энергии способны питать подсветку. Поэтому перестрахуйтесь и включите ближний или дальний свет, если он не горит, аккумулятор становится единственным ответом на вопрос: почему не заводится автомобиль.
Не удивляйтесь, если вчера батарея была полностью заряжена, возможно, оставив машину на ночь, вы забыли выключить фары или магнитолу, либо неплотно закрыли дверь. Если вы уверены в том, что все было отключено и плотно закрыто, то откройте капот, возможно с батареи слетела клемма. Тогда вам повезло, просто поставьте ее на место и автомобиль заведется. Но все равно не лишним будет проверить заряд батареи.
2. Стартер
Аккумулятор заряжен – это точно, потому что играет музыка и горит приборная панель, но машина и не думает заводиться. Тогда поверните ключ в замке зажигания и прислушайтесь. Если вы ничего не услышали или услышали как щелкнул стартер, то причина может быть скрыта в нем.
3. Отсутствие топлива
Батарея заряжена, стартер крутится, но не коленчатый вал. Уже десятый раз подряд пробуете завести и никак. Успокойтесь и прекратите немедленно мучить замок зажигания, как минимум разрядите АКБ, как максимум выведете из строя стартер. Выйдете из машины, глотните свежего воздуха и прямиком к топливному баку, проверить, есть ли там топливо. Что, купились? Это можно сделать, не выходя из машины, ведь на приборной панели есть датчик, показывающий уровень топлива, — вот его и проверьте
В общем, неважно как вы будете проверять наличие топлива, но одно можно сказать точно: его отсутствие никак не способствует заводу автомобиля
4. Система зажигания
Читайте также: Как заменить подшипник в барабане стиральной машины
Здесь все сложнее. Чтобы проверить, виновата ли система зажигания в том, что автомобиль не заводится, нужно сделать следующее:
- вынуть центральный провод из крышки распределителя зажигания;
- закрепить его к любой детали, контактирующей с массой, так, чтобы расстояние между концом провода и деталью составляло не больше 5-6 мм.;
- заведите автомобиль.
Сценарий №1
Если проскочила искра, да еще какая — с шумом, значит с проводом все в порядке и нужно проверять дальше.
И на очереди у нас распределитель зажигания. Необходимо заглянуть внутрь. Там должно быть все сухо. Если же там есть влага, то ее следует удалить, так как она не позволяет искре попасть к нужной свече. Автомобиль не заводится даже после того, как вы вытерли внутренности распределителя? Тогда загляните еще глубже, возможно залило свечи или высоковольтные провода.
Чистим и сушим свечи, осматриваем провода. Они должны быть сухими, не допускается наличие трещин, а тем более проскакивающих в них искр.
Сценарий №2.
Искры нет, и провод не подает никаких признаков жизни. В этом случае следует осмотреть катушку зажигания. Чтобы удостоверится в том, что к ней поступает напряжение, нужно проверить все контакты. При необходимости почистить их и высушить. Если и это не помогло, то скорей всего случилась поломка одного из трех элементов:
- катушки зажигания;
- коммутатора;
- датчика.
В этом случае лучше обратиться в автосервис.
5. Система питания
Если вы проверили систему зажигания, и выяснилось, что она полностью исправна, остается проверить последнюю систему – систему питания. Скорей всего топливо не поступает в цилиндры и ответственность за это ложится:
- на неисправный топливный насос;
- на засоренный топливный фильтр;
- на карбюратор, если таковой предусмотрен.
Если неполадки в системе питания, то только грамотные специалисты СТО смогут стать вашей палочкой-выручалочкой.
Сезонные трудности запуска
Летом, особенно в жаркую погоду, после остановки часто не заводится карбюраторный двигатель. Образующиеся из-за повышенного испарения бензина воздушные пробки попадают в карбюратор и препятствуют запуску. А при повторных попытках смесь переобогащается и заливает свечи.
В таких случаях для охлаждения карбюратор покрывают мокрой тканью. А если с первого раза двигатель не запустился, сразу продуйте цилиндры от несгоревшего топлива. Для этого нужно открыть дроссельную заслонку на половину хода педали или полностью, и включить стартер на 5 — 10 секунд.
На двигателях с электронным блоком управления (ЭБУ) причиной часто является датчик массового расхода топлива (ДМРВ). В этом случае на дисплей выдается ошибка Check Engine. Состояние датчика можно проверить и визуально. Его поверхность должна быть сухой, без грязи и потеков масла.
Кроме того, можно попытаться запустить двигатель при отключенном датчике, сняв с клеммного разъема провода. ЭБУ перейдет на аварийный режим работы и, возможно, запустит двигатель.
Зимой чаще всего подводят старые АКБ. Их емкость, и так уже недостаточная, на морозе понижается еще сильнее, а генератор не в состоянии восполнить расход заряда, особенно при частых пусках. Пока не куплена новая батарея, остается уповать только на водительскую солидарность — попросите «прикурить» от чужого аккумулятора.
У дизелей есть свои трудности. Из-за большей, чем у бензина, вязкости солярка при достаточно низких температурах приобретает желеобразную консистенцию, из-за чего двигатель тяжело заводится. Приходится подогревать, например феном или тепловым пистолетом, топливные магистрали. Также обратите внимание на топливный фильтр, который не пропускает коллоидную массу. Целесообразно зимой возить с собой запасной чистый фильтр.
Диагностика аккумулятора
В случае, если автомобиль простаивал на стоянке продолжительное время, у аккумулятора проседает заряд и теряется напряжение. Напряжение проседает так, что зажигание просто не происходит. Провести его диагностику АКБ можно при помощи мультиметра.
Для этого нужно:
- Открыть капот;
- Установить режим мультиметра на измерение напряжения до 20 В;
- Дотронуться щупами мультиметра к контактам аккумулятора.
Напряжение должно составлять 12,6 В. Если выходное напряжение меньше этого значения, то это сигнализирует о проблеме в аккумуляторе. Желательным действием будет проверка плотности электролита. Стоит провести проверку абсолютно всех контактов. Прежде всего нужно проверить их мультиметром на стартере.
В срочном случае, когда ВАЗ 2109 необходимо завести завести непосредственно в данный момент, то нужно включить фары, тем самым повысив напряжение на батарее. Таким образом активизируется электролит АКБ.
В случае когда не заводится ВАЗ 2109 на инжекторе, даже на заряженном аккумуляторе. То причина может находится в его клеммах. Стоит проверить наличие окисления на них. Именно поэтому не заводится ВАЗ 2109 на инжекторе. На клеммах образуется белый налет, его нужно счистить наждачной бумагой.
Читайте также: Как измерить индуктивность мультиметром
Как узнать: поступает ли топливо
Основной признак отсутствия топлива — стартер двигатель крутит, но тот не заводится. На карбюраторном двигателе проверить это всего легче. Достаточно отсоединить от карбюратора бензопровод и резко нажать на педаль газа. Если бензин выстрелит струйкой, значит — топливо поступает. Нет струйки — проверяйте игольчатый клапан карбюратора, топливный фильтр, бензонасос, всасывающий патрубок топливного бака.
У двигателя с электронным впрыском проверку легче начать с бензонасоса. Расположен он в бензобаке или рядом с ним. Работу электрической части проверяют на слух, сняв подушку заднего сиденья. Удобнее проверять вдвоем: водитель включает на несколько секунд стартер, а помощник слушает — работает ли двигатель. Можно проверить и одному, если подключить насос напрямую к батарее, используя обрезки провода.
Окончательно убедиться в работоспособности гидравлической части можно только измерив давление в топливной рампе с помощью манометра. Если же его нет под рукой, нажмите на контрольный клапан под колпачком — оттуда должен брызнуть бензин.
Так же проверяют и работоспособность ТНВД дизеля. У инжекторов и дизелей топливо в цилиндры подается форсунками, которые тоже могут причиной отсутствия впрыска. Форсунки, как и ТНВД, проверяют на специальных диагностических стендах в сервисных центрах.
Наконец, топливо, которым вы вчера заправились, может оказаться некачественным.
Проблема запуска инжектора, диагностика и нахождение неисправности
Система распределенного впрыска (другими словами – инжектор) имеет более сложное устройство, чем карбюратор, из-за этого и поиск неисправности в случае отсутствия пуска ДВС становится более трудным. Но нерешаемых задач на свете не существует, здесь нужно выполнять диагностику, используя схему проверки по цепочке:
- элементов пускового устройства (стартер, его электропроводка, аккумулятор с клеммами, реле и так далее);
- электронной системы управления двигателем (ЭСУД);
- узлов и деталей топливной системы (ТС).
Все элементы пускового устройства инжектора принципиально ничем не отличаются от карбюраторной схемы, и так как мы рассмотрели уже все причины и признаки дефектов стартера, возвращаться к этому вопросу не будем. Поэтому разберем, как влияет ЭСУД на затрудненный пуск, и с чего нужно начать ее диагностику.
Проверяем подачу воздуха
Еще одной причиной, почему двигатель плохо заводится, или заводится не с первого раза, является воздушный фильтр. Ведь он служит главным препятствием на пути воздушного потока в цилиндры. Проверьте его, если он загрязнился — замените.
Если у вас есть под рукой пылесос, попробуйте почистить фильтрующую поверхность. Возможно, это поможет запустить двигатель. В любом случае, эта мера временная. Мыть сменный фильтрующий элемент бесполезно.
У карбюраторных двигателей может, наоборот, подсасываться лишний воздух из-за негерметичности прокладки между карбюратором и впускным коллектором, а также между последним и головкой блока. Зимой иногда забывают вытянуть тросик дополнительного привода дроссельной заслонки (подсос), в результате чего в цилиндры поступает избыточное количество воздуха (бедная смесь).
В поисках искры
При наличии проблем в системе зажигания двигатель иногда схватывает, но не заводится. На карбюраторном двигателе можно проверять наличие напряжения на свечах зажигания методом «на пробой». Сняв провод с наконечника свечи, выкручиваем ее из крышки головки блока. Затем снова надеваем на нее провод, кладем на любую металлическую поверхность (лишь бы рядом не оказалось потеков бензина) и включаем стартер.
Искровой разряд между центральным и боковыми электродами свидетельствует об исправности свечи. Если разряда нет, проверяем — есть ли напряжение на высоковольтных проводах, катушке зажигания, поднеся конец тестируемого провода к массе. Таким способом находим источник неисправности в системе зажигания.
Внимание: подобные действия нельзя производить на двигателях с контроллером (инжекторных и дизельных) во избежание выхода из строя ЭБУ.
В этом случае остается только один вариант: контролировать наличие напряжения посредством диагностического прибора — тестера. С его помощью можно проверить все электрические компоненты электрической цепи системы зажигания.
Неисправности и способы их решения
Проблемы с топливом
Не работает стеклоочиститель возможные причины и способы решения проблемы
В этом случае причины, как правило, заключаются в следующем:
Недостаток топлива в баке – достаточно распространённая ситуация когда не заводится машина, как бы смешно и нелепо это не выглядело. Особенно ей подвержены начинающие водители, не имеющие должного опыта и сноровки. Они начинают думать о самом худшем, хотя всё что требуется – это проверить уровень топлива на приборной панели. Ничего страшного здесь нет. А переживать нужно тогда, когда оказывается, что и аккумулятор в порядке, и бак полон – вот где начинаются настоящие проблемы; Топливная система – если не заводится машина, велика вероятность того, что у вас имеются проблемы с системой, отвечающей за впрыск и использование топлива. Если авто заводится и тут же глохнет, скорее всего дело в бензонасосе. Проверить исправность можно следующим образом – снимите его и подключите к аккумулятору напрямую. Если он не реагирует на это, значит, пора отправляться за новым
Не менее важно проверить и сетку на фильтре грубой очистки – очень часто она забивается, что может привести к весьма плачевным последствиям. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что мог порваться топливный шланг – очень часто водители просто забывают о нём, ища причину поломки где угодно, только не под днищем автомобиля.
Перебои в работе аккумулятора
Первопричина здесь кроется в полной или частичной разрядке аккумулятора. Возникает проблема, как правило, после длительного простоя авто, особенно в зимний период времени, когда за ночь заряд аккумулятора может снизиться примерно на одну треть. При этом вовсе не стоит думать, что ваш АКБ вышел из строя. Возможно, он просто был заряжен не полностью, а после ночных заморозков его заряд и вовсе опустился ниже критического уровня. Чтобы попытаться реанимировать свою машину, следует буквально на пару-тройку минут включить фары дальнего света. Это позволит электролиту активизировать своё состояние и, соответственно, слегка поднять уровень заряда АКБ. Во многих ситуациях этого оказывается более чем достаточно. А чтобы обезопасить себя от подобной проблемы в будущем, необходимо постоянно следить за уровнем заряда в аккумуляторе. Кроме этого, достаточно часто встречается ещё одна неприятность, связанная с АКБ – окислившиеся клеммы. Решается она довольно просто – нужно лишь открутить их и почистить с помощью наждачной бумаги.
Проблемы с электрикой
Неисправности подобного плана могут заключаться в следующем:
Стартер – достаточно важный узел автомобиля, способный оказать существенное влияние на его запуск, причём как в «горячем» режиме, так и на холодную. Проверить исправность данного устройства необычайно просто – надо лишь соединить его напрямую с аккумулятором, набросив провода соответствующим образом. Если стартер работает в обычном режиме – проблема однозначно не в нём. Если он не крутится – его пора нести в ремонт или же просто покупать новый. При затруднённом вращении, скорее всего, получится обойтись очисткой окислившихся клемм (сразу и на стартере и на аккумуляторе, если это не было сделано ранее);
Система зажигания – ещё одна проблемная зона
Здесь необходимо обратить особое внимание на искру в проводах, входящих в распределительную крышку. Проверить её наличие очень просто – извлекаете центральный провод и крепите на какую-либо деталь, контактирующую с массой
При наличии искры проблему стоит искать в другом месте. Для очистки совести можно сразу же проверить и те провода, которые расположены под крышкой – они должны быть без следов оплавленности и сухие. Если же искры нет, стоит перенести своё внимание на катушку зажигания, всё ли у неё в порядке, чистая ли она. Впрочем, заниматься диагностированием без должного оборудования и знаний всё же не стоит – велика вероятность того, что вы только усугубите ситуацию. Присмотритесь к свечам зажигания – частенько неисправности кроются именно в них. Они должны быть чистыми, без следов накипи, масла или влаги. Высоковольтные провода, которые к ним подключаются – также одно из «слабых» мест. Их неисправность, в частности, может привести к перегреву стартера, исключив возможность запуска автомобиля на горячую. Обратите внимание – снимать их нужно исключительно в той последовательности, которая предусмотрена инструкцией, особенно если у вас двигатель инжекторного типа.
Вместо заключения
Ну что же, мы с вами рассмотрели основные ситуации, когда не заводится машина. На самом деле их значительно больше, но все их можно предотвратить, если проводить периодический осмотр и профилактику своего автомобиля. Помните, избежать проблемы гораздо проще, нежели потом от неё избавиться. Да и значительно дешевле. Удачи вам на дороге.
Проверка компрессии
Плохо заводится двигатель также из-за падения компрессии в результате повреждений деталей шатунно-поршневой группы (ШПГ) или их естественного износа. Топливно-воздушная смесь при наличии нормальной искры не может воспламениться из-за низкого давления в момент пуска. Для диагностики этой неисправности потребуется лишь манометр.
Если подозрение на недостаточное давление в одном или нескольких цилиндрах подтверждается, принимают решение о дальнейших действиях: диагностика двигателя с последующей заменой поврежденных деталей, либо капитальный ремонт агрегата.